«Благословите женщину»: история самого неоднозначного фильма о любви и женской судьбе

Драма Станислава Говорухина по повести Ирины Грековой «Хозяйка гостиницы» вышла на экраны почти двадцать лет назад, в 2003 году, но до сих пор не оставляет равнодушным почти ни одного зрителя.

Одни безоговорочно поверили, что фильм о настоящей женщине и настоящей любви. Другие с сочувствием отнеслись к нелегкой судьбе главной героини и, если и увидели в этой истории любовь, то только ее, Верину…

Эпиграф фильма — «Нашим мамам и бабушкам посвящается» — тоже вызвал немало вопросов. Так вот, оказывается, как они жили? Вот чего ждали мужчины от своих подруг сто лет назад?

Времена изменились, а вопрос о роли женщины в своей собственной судьбе, нет-нет, да и всплывает на поверхность современного уже бытия. Может ли быть счастлива женщина, посвятившая жизнь своему мужчине? И что, собственно, получила взамен героиня картины?

О главных героях этой истории, расскажу сегодня.

Автор под псевдонимом и реальные герои повести

Под псевдонимом Ирина Грекова («Игрекова») творила прозу доктор наук, математик Елена Сергеевна Вентцель. Свою повесть она назвала «Хозяйка гостиницы» и написала ее под впечатлением от знакомства с реальными людьми, хозяевами небольшого гостевого дома в Одессе.

Ольга и Константин Кирюшины дружили с Еленой почти пятьдесят лет. Именно их биография и легла в основу повести, которую впервые опубликовали в 1976 году. К сожалению, ни автор, ни сами герои этой истории экранизации не увидели.

Муж-тиран и женщина-жертва

Не буду пересказывать сюжет, большинству из нас он хорошо известен, вот только несколько путеводных столбов этой истории:

Вера (молодая, добрая и мягкая) встречает своего принца на берегу моря; Ларичев (военный, много старше Веры, немногословный, холодный и жесткий); они поженятся, совсем не зная друг друга и за красивой поездкой в Москву, начнется реальная жизнь, в которой у Веры нет ничего, кроме мужа и установленных им правил…

Ларичев

На эту роль Говорухин рассматривал всего двух актеров — Алексея Гуськова и Александра Балуева. Оба уже не раз играли военных, но режиссер ориентировался на внешнее сходство с героем повести, и выбрал Балуева, который, кстати, не раз говорил, что не просто не понимал, а презирал своего героя и, однозначно, играл его, как персонажа отрицательного.

Каково же было изумление актера, когда после выхода фильма на экраны, он начал понимать, что многие женщины просто без ума от Ларичева. Вот уж, правда, умом наших женщин не понять.

Вера

Первой претенденткой на роль Веры была Мария Миронова. Светлана Ходченкова пришла на пробы на роль ее младшей сестры, но Говорухин увидел Светлану и понял — Вера найдена.

Режиссер хотел сделать из актрисы суперзвезду своих фильмов. Он запретил Светлане худеть, менять образ и настаивал на особой избирательности в выборе ролей.

Но роль «вечной провинциалки» Ходченкову не устроила. Закончив съемки, Светлана в рекордные сроки сбросила вес и стала нарасхват у других режиссеров, а вот Говорухин поклялся ее больше никогда не снимать.

Правильный ли выбор сделала актриса? Возможно, да. Ведь ей заинтересовались даже в Голливуде. Что касается меня, то здесь я на стороне Станислава Сергеевича. Светлана стала «одной из многих», и единственная роль в ее исполнении, которая нравится лично мне — Вера.

А ведь не будь этой роли, неизвестно ещё как бы сложилась карьера Светланы. Говорухин ее боготворил. Им даже приписывали роман, настолько близки были их отношения. И зажег, зажег-таки, на кино-небосклоне ещё одну звезду.

Герои второго плана — украшение фильма

Кроме главных героев, фильм невероятно украсили и герои второго плана. Вернее, героини.

Чтобы вжиться в роль матери Веры, Ирина Купченко первой приехала в Одессу, надела платок, костюм, в котором предстояло сниматься и, прихватив корзинку, отправилась прямо на Привоз.

Она ходила по городу, знакомилась с местными и постепенно рисовала образ своей героини. Когда Говорухин приехал в Одессу, она уже знала, как именно будет играть, и образ режиссеру понравился.

Не склонный давать актерам полную свободу, для Купченко Говорухин сделал исключение: большинство ее сцен — полная импровизация.

Но самый светлый человек в фильме, даже не Вера, а Инна Чурикова. В одной из рецензий я прочитала чудесную фразу, в которой автор призналась, что «только её героиня позволила мне не уйти в депрессию и досмотреть фильм до конца».

А Вере по-прежнему не везет?

Многие зрители посчитали финал истории позитивным. Да, пусть поздно, но Вера нашла «подходящего мужчину». Но, строго говоря, Юрлов лишь немногим лучше Шунечки.

Рискну предположить, что и он окажется эгоистом, думающим в первую очередь о себе. Объявив о наличии семьи в Москве, он тут же перебирается жить к Вере. Да, возможно, с ним не будет так сложно, как с Ларичевым, и Вера будет рада уже этому, но разве не заслужила она чего-то большего?

Фильм провалился в прокате

Как это часто бывает с картинами, которые обречены на зрительскую любовь, в успех экранизации никто не верил. Да, повесть «Хозяйка гостиницы» была очень популярной, но это же не гарантия успеха фильма.

И предсказания сбылись. В прокате фильм с треском провалился. Но чудо все-таки случилось. После выхода на телеэкраны четырехсерийной версии фильма на картину обрушился оглушительный успех и зрительская любовь. Фильм побил все мыслимые рейтинги и на долгие годы вошел в историю кино.

Оцените статью
«Благословите женщину»: история самого неоднозначного фильма о любви и женской судьбе
Незабудки для императора и перстень из погребенного города