Как сложилась жизнь яркой советской актрисы Татьяны Гавриловой, повторившей судьбу знаменитой подруги и окончившей дни в психбольнице

Зрители старшего поколения должны хорошо помнить эту актрису – в 60-е годы прошлого столетия она едва не стала звездой, часто снималась у известных режиссёров в фильмах сразу становившимися популярными и любимыми советскими гражданами.

Говорили, что карьере Гавриловой помешал педагог Сергей Герасимов, на курсе которого она училась во ВГИКе.

Ещё студенткой он снял её в своей драме «Люди и звери», испытывал к девушке нежные чувства, но она ему отказала.

После этого могущественный режиссёр сделал всё, чтобы начинающей актрисе не доставались главные роли, а потом уже она сама приложила все усилия для того, чтобы окончательно загубить свой творческий путь.

Родилась и выросла Татьяна в Москве, в школьные годы увлекалась художественной самодеятельностью, обожала кино, но после получения аттестата не решилась связать свою жизнь с искусством.

Она поступила в медицинское училище, с отличием его окончила и около двух лет работала медицинской сестрой в больнице.

Но любовь к кино никуда не делась, а тут ещё и пациенты, особенно мужчины, стали проявлять интерес, оценивая яркую внешность девушки так: «Ох, какая красавица! Настоящая актриса!»

В итоге Татьяна призналась себе, что выбрала не ту профессию, действительно хотела бы стать актрисой, и внешность у неё для этого самая что ни на есть подходящая.

Оставив дежурства и уколы, она с первого раза поступила во ВГИК, попала в мастерскую Тамары Макаровой и Сергея Герасимова, с ней вместе учились многие парни и девушки, ставшие потом знаменитыми актёрами.

Ещё студенткой Гаврилова стала сниматься в кино, дебютировав в военном фильме «В трудный час». В тот же год в курсовой институтской работе сыграла главную роль в комедии «Молодая любовь».

На 3-м курсе Герасимов пригласил её и ещё одну студентку своего курса Жанну Болотову для участия в своей картине «Люди и звери».

Фильм был снят при сотрудничестве с киностудией ГДР, только в СССР его посмотрели 40 с лишним миллионов человек, и Татьяна с Жанной получили первую известность и узнаваемость.

Это была единственная совместная работа Герасимова и Гавриловой, больше мастер свою ученицу не снимал, и со слов Татьяны поспособствовал тому, чтобы и другие режиссёры не доверяли ей главные роли – не смог простить отказ.

Как бы там ни было, но в следующем году она вновь сыграла главную героиню в деревенской повести «Последний хлеб», а потом уже ей доставались только роли второго плана и эпизодические.

Но девушка не отчаивалась, она верила, что всё равно сможет добиться успеха своим талантом и трудолюбием.

Так и вышло – она обладала высочайшим мастерством перевоплощения, умела даже крохотные образы сделать незабываемыми, зрители до сих пор помнят её хамоватую официантку в ленте «Дайте жалобную книгу», Инну Семицветову в комедии «Берегись автомобиля», каторжницу Сонетку в картине «Катерина Измайлова», представительницу воровской малины Люсьен в криминальной драме «Калина красная», а как потрясающе она танцевала в фильме «Вас вызывает Таймыр»!

Сразу после окончания института Татьяна вошла в труппу Театра киноактёра, многие спектакли с её участием были экранизированы, так что зрители часто видели Гаврилову на телеэкранах.

В театре она познакомилась с коллегой Изольдой Извицкой, и была просто очарована этой невероятно красивой киноактрисой. Женщины подружились, почувствовали друг в друге что-то своё, родное, и стали неразлучны.

Изольда была тогда в зените славы, ездила с делегациями по всему миру, а вернувшись, опять погружалась в семейные скандалы с любимым мужем, любила выпить и излить душу верной подружке Татьяне.

Именно Гаврилова поддерживала и утешала знаменитую актрису, когда карьера той стала рушиться из-за алкоголя, и сама не заметила, как тоже пристрастилась к спиртному.

Потом Извицкая попала в психиатрическую лечебницу, и Татьяна была практически единственной из многочисленных друзей и приятелей, кто навещал её, помогла прийти в себя после выписки.

А в 1971 году Изольды не стало, Татьяна очень тяжело переживала её уход, стала страдать длительными запоями, и как результат – режиссёры перестали приглашать сниматься и её тоже, теперь Гавриловой перепадала одна роль за 2-3 года.

Вскоре красота актрисы поблекла, следы её возлияний стали видны невооружённым взглядом, и роли стали соответствующие, чего стоит эпизод в картине «Брызги шампанского» — там Татьяна изобразила женщину в очереди за водкой.

Или образ Аньки в трагикомедии «Небеса обетованные» — поговаривали, что Эльдар Рязанов пригласил Татьяну потому только, что её не надо было гримировать для роли маргинального элемента.

Её не вызывали на ковёр к руководству и не устраивали изобличительных показательных собраний, после преждевременной кончины Извицкой понимали – бесполезно.

Но и работы не давали, держали в штате из жалости да из уважения к её непростому мужу, художнику Эдуарду Курочкину.

Замужество Гавриловой вызывало много вопросов – вроде брак был официальный, но многие недоумевали: как может такой человек как Курочкин жить с откровенно пьющей женщиной?

Где он был, когда она оказалась в психбольнице и провела там последние 5 лет жизни?

Говорили, что статус женатого нужен Эдуарду Степановичу чтобы беспрепятственно выезжать за границу, где ему организовывали выставки, поэтому он и не меняет ничего в своей жизни, несмотря даже на то, что детей у них не было.

Художник оставался мужем Татьяны до конца её жизни, и похоронив её, больше не женился.

В 80-е актриса ещё снималась от случая к случаю, а в начале 90-х без работы оставались куда более известные и успешные артисты, что уж говорить о Гавриловой. Она очень страдала от невостребованности, но совладать со своей зависимостью не могла.

Последнее её появление на экране было в 1994 году, в авторском цикле документальных фильмов Леонида Филатова «Чтобы помнили» Татьяна Анатольевна рассказала о судьбе Изольды Извицкой.

А потом и сама оказалась в психиатрической больнице, но в отличие от любимой подруги так и не смогла оттуда выйти.

В последние годы актриса очень тяжело болела, она лишилась голоса, обоняния и вкусовых качеств, а потом и вовсе не могла передвигаться без инвалидного кресла.

Её почти никто не навещал, Лариса Лужина, ранее общавшаяся с Гавриловой довольно тесно, говорила, что Татьяна стала совсем неузнаваемой: «Беззубая старуха, которая уже ничего не понимала и совсем не говорила». А ведь ей было всего 60 лет.

Не стало этой замечательной актрисы редкого таланта, увы, неоценённого режиссёрами, в октябре 2000 года, общественность узнала об этом лишь через несколько дней. Похоронена Татьяна Гаврилова на Долгопрудненском кладбище Московской области.

Оцените статью
Как сложилась жизнь яркой советской актрисы Татьяны Гавриловой, повторившей судьбу знаменитой подруги и окончившей дни в психбольнице
Почему «прапорщик Шматко» не общался со старшим сыном и жалел о съемках в «Ночном дозоре»: Алексей Маклаков