На протяжении 46 лет она хранила вещи ушедшего из жизни мужа на своих местах, чтобы чувствовать его присутствие. Как жила Софья Пилявская

Думаю, многие согласятся с тем, что современные артисты даже рядом не стоят с артистами “старой закалки”.

В советские годы лицедеи отдавали кинематографу и игре в театре все свои силы, но не для того, чтобы получить больше денег или прославиться на всю страну (хотя есть и исключения), а для того, чтобы зрители гордились ими, уважали и вспоминали веками.

Софья Пилявская, наша сегодняшняя героиня, входило в число таких артистов. Она сыграла всего в 28 картинах, причем, почти всегда появлялась во второстепенных ролях.

Однако зрители по сей день вспоминают даже самые незаметные её роли, ведь сыграть так убедительно, как играла она, могли лишь единицы.

Не сказать, что в детстве Софья Пилявская жила в роскоши, но она, в отличие от многих детей, родившихся в период революций, ни в чем не нуждалась.

Её отец Станислав Пилявский был ярым противником царского режима, за что его арестовали в 1911 году и отправили в ссылку в Красноярск.

Вскоре туда же перебралась его семья – маленькая дочка, сын и жена. Их обеспечивали соратники Станислава Пилявского – привозили продукты, одежду, книги и игрушки для детей.

В пятилетнем возрасте бабушка забрала нашу героиню в Польшу, где тайно крестила. Изначально Софья должна была вернуться в Красноярск уже через месяц, но из-за того, что она заболела сыпным тифом, ей пришлось задержаться в Польше на три года.

Во время лечения она только и делала, что читала книги. Особенно ей нравились энциклопедии и научная литература. Когда Соня вернулась в Красноярск, родные восторгались её умственными способностями.

Казалось, что она могла в подробностях ответить на любой вопрос, связанный с физикой, математикой, географией или биологией.

В 1919 году отца Софьи Пилявской освободили из заключения, и он ушёл из семьи, ради революционерки Елены Смиттен. Тогда наша героиня вместе с мамой и старшим братом перебрались в Петроград, а вскоре они оказались в Москве.

Там Софья впервые познакомилась с миром театра, сходив на бесплатную студенческую постановку, которую ставила сестра именитого Константина Станиславского – Зинаида Соколова.

В конце представления зрителей пригласили на обучение в школу актёрского мастерства и наша героиня, очарованная игрой артистов, сразу же после выхода из театра помчалась подавать документы.

Однако её не приняли из-за того, что после нескольких лет жизни в Польше у неё сохранился польский акцент.

На протяжении года Пилявская работала над своей речью, а после – снова пришла в актёрскую школу и на этот раз всё же стала ученицей Зинаиды Соколовой.

В 1932 году Софья Пилявская становится актрисой Московского художественного театра имени Горького. Одним из руководителей театра на тот момент был Константин Станиславский, который спас актрисе жизнь.

У неё появились очень серьёзные проблемы из-за отца, занимающего в то время высокую должность во власти. Наша героиня с ним общалась редко и толком не знала, чем он занимается и как живёт.

Как-то к ней после выступления в театре подошли представители правоохранительных органов, которые сказали, что её отца арестовали по статье – “шпионаж”, а она, как дочь, теперь тоже подозревается в предательстве.

Отца буквально заставляли документально обвинить Софью в сотрудничестве с ним, и если бы он так сделал – то, ему бы смягчили наказание.

Однако он слишком сильно любил дочь и не хотел рушить её жизнь.

Впоследствии мужчина попал в расстрельный список, а к актрисе, как в театре, так и дома, раз за разом приходили с обысками и в лицо говорили, что рано или поздно найдут причину её арестовать.

Узнав о том, что происходит, Константин Станиславский вмешался в ситуацию и попросил своих влиятельных друзей, наконец, отстать от актрисы.

Мэтр убедил стражей правопорядка в том, что никаким шпионажем Софья Пилявская даже в теории заниматься не могла, так как уже несколько лет с утра и до вечера работает в театре у всех на виду.

После этого, к счастью, никто не мучал актрису обысками и допросами.

Первые годы войны Софья Пилявская провела вместе со своей труппой в Саратове. Они работали и жили в Театре юного зрителя. В начале 1943 года актриса снова вернулась в Москву и впервые попробовала сняться в кино.

Её роль была большой, но, увы, фильм в прокат так и не вышел и даже не получил названия. Известно лишь то, что это была комедия. Сниматься актрисе нравилось, но из-за занятости в театре ей частенько приходилось отказывать кинорежиссёрам.

В любом случае, такие фильмы с её участием, как: “На семи ветрах”“Все остается людям”, “Друзья и годы”“Анна Каренина”“Герой нашего времени”“Доживём до понедельника”“Портрет Дориана Грея” и “Покровские ворота”, зрители вспоминают и пересматривают даже в наши дни.

Стоит учесть, что помимо работы в театре, у неё была ещё одна причина, которая заставляла её отказываться от ролей в кино. Эта причина – её муж.

Она просто-напросто старалась проводить с любимым больше времени и ради него отодвигала карьеру на второй план.

Супругом Софьи Пилявской был артист Николай Дорохин, который также выступал на сцене Московского художественного театра. 

Когда наша героиня пришла в труппу, Дорохин ей сразу не понравился – он казался слишком серьёзным и замкнутым.

Однако она всё же попыталась с ним подружиться, пригласив его на свой день рождения – 4 мая, на что мужчина ей ответил: “Тогда вы приглашены на мой праздник. Приходите ко мне домой 18 мая”.

Так началась их дружба, которая очень скоро переросла в официальный брак. У них, без преувеличения, были идеальные отношения.

Собственных детишек в их семье не было, но зато к ним домой ежедневно приходили студенты, которые учились у Софьи Пилявской актёрскому мастерству.

Семья встречала учеников, как родных. Они устраивали чаепитие, вместе смотрели телевизор, обсуждали разные темы, а также отмечали вместе праздники.

За всю жизнь наша героиня отказалась впускать студентов к себе домой только один раз – 31 декабря 1953 года. Этот день был для неё самым печальным.

За полчаса до боя курантов, у её супруга случился сердечный приступ, из-за которого он ушёл из жизни в 48 лет.

 Актриса хранила верность единственному мужу на протяжении полувека, а также она не убирала, и тем более не выкидывала его вещи, чтобы иллюзорно чувствовать его присутствие.

Софья Станиславовна жила в одиночестве сорок шесть лет. Мужчины неоднократно пытались подобрать ключик к её сердцу, но она говорила, что никто не сможет заменить её ушедшего мужа.

До конца своих дней она отдавала всю любовь студентам, а также свекрови и тестю, которых она ежедневно навещала. Сложно представить, как она провела полвека без любимого.

Все люди из близкого окружения актрисы рассказывали, что, сколько бы времени не проходило – она продолжала повторять: “Вот бы хотя бы ненадолго увидеться с Колечкой”.

В 2000 году, в 89-летнем возрасте, Софьи Станиславовны не стало. Дома у неё нашли множество записок и стихотворений, которые она писала для супруга.

Оцените статью
На протяжении 46 лет она хранила вещи ушедшего из жизни мужа на своих местах, чтобы чувствовать его присутствие. Как жила Софья Пилявская
Помолвочное кольцо Марии Лауры и нарушение традиций: какие свадебные тиары предпочитали ее пробабушка, бабушка и другие принцессы Бельгии