Боль за гроши

— Не надо, дяденька! Не делайте мне больно, я буду лучше стараться! — мальчик руками закрывал лицо , но побои были не самым страшным, что его ожидало.

Вытерев пот со лба, мальчик вновь принялся за работу. От черной пыли было тяжело дышать, а единственным источником света служил небольшой масляный светильник. Желудок предательски сжимался от голода, но на обед рассчитывать не приходилось. Только в конце тяжелого дня он получит свою буханку и кружку с разбавленным элем.

Детский труд в викторианской Англии был дешев и изнурителен. Дети трудились наравне со взрослыми. Семьи были большими, и как только ребенок становился способным выполнять хоть какую-то работу, он становился помощником для отца и матери.

В зависимости от финансового и социального положения, дети обучались или должны были трудиться наравне со взрослыми. Сбор урожая в деревне, работа на ферме, уход за животными. Если же ребенок был сиротой, то приюты охотно отправляли детей на фабрики, где те могли бы получить работу и зарабатывать себе на кров и еду.

Мальчики и девочки поступали в обучение, где их судьбой распоряжались хозяева или попадали на фабрику или шахту, где невыносимые условия и большие физические нагрузки навсегда подрывали их здоровье.

Промышленная революция дала толчок экономике, но ценой этого были множества маленьких жизней.

Со Средних веков в Англии была распространена система ученичества. Ребенка отдавали в ученики или подмастерья мастерам ткачам, кожевенникам, печатникам, ювелирам, портным и так далее.

Подразумевалось, что это даст ребенку возможность освоить профессию и в будущем иметь возможность зарабатывать. Родители вносили плату, а мастер обучал ребенка тому, что знал сам.

Ученик проживал в том же доме, прислуживал и выполнял сперва простую работу, а потом узнавал секреты мастерства. Но зачастую это превращалось не в обучение, а работу на износ. Хозяин мог наказывать по своему усмотрению, экономить на еде и одежде, применять телесные наказания.

Дела о жестокости мастеров со своими учениками редко попадали в суд, а наказания были весьма незначительными. Владелец магазина Томас Аллен, избивший ученика палкой, получил штраф в размере одного шиллинга. Случались и смертельные случаи, вот тогда уже могло быть наказание вплоть до отправления на каторгу.

Тех детей, кого родители не могли отдать в ученики, нередко отправляли работать на фабрики, заводы или даже шахты. Там они получали небольшую плату, которая все равно была важным пополнением домашнего бюджета для родителей.

В XIX веке дети работали на фабриках и заводах по 12 часов, а их труд подразумевал выполнение весьма взрослых работ, такие как управление паровыми машинами и переноска тяжестей.

Детский труд был дешев, а чтобы поддерживать высокий уровень производительности их подвергали жестоким наказаниям. Обливали водой, чтобы не засыпали, привязывали к лопате, лишали порции еды.

Рабочие на фабриках получали увечья в результате частых несчастных случаев, теряли пальцы или конечности.

Детей охотно нанимали на угольные шахты, поскольку они были невысокого роста и более ловкие, чем взрослые, могли ползать по небольшим тоннелям. Перевязав вокруг тела канат, они, встав на четвереньки, тянули по тоннелям тяжелые вагонетки с углем.

И платили им меньше. Но угольные шахты считались одним из самых опасных мест для работы, ведь кроме травм и тяжести работы, здесь детей подстерегали новые опасности: обвалы, падающие камни и проблемы со здоровьем из-за работы в темноте и в угольной пыли.

Кроме проблем со зрением и потери слуха, у них появлялись значительные искривления позвоночника и болезни легких.

В конце 12-18 часового рабочего дня дети были так изнурены, что просто падали на пол и не могли пошевелиться. При этом такая работа полностью лишала ребенка возможности ходить в школу и получать иное образование.

Хотя многие фабриканты должны были обеспечивать своих подопечных образованием, но для этого оставался только воскресный день, когда дети не могли даже встать с постели, чтобы отправиться в класс. Фактически это становилось приговором. Практически никто из маленьких работников не умел читать и писать.

В начале 1800-х годов в Англии было предпринято несколько слабых попыток урегулировать детский труд. Но вплоть до 1833 года законы о детском труде никак не ограничивали рабочие часы.

В 1833 году было вынесено решение об ограничении детского рабочего дня до 12 часов, и этот закон распространялся только на тех, кто работал в текстильной промышленности. Потребовалось еще 14 лет, прежде чем законы о труде стали применяться ко всем.

Но даже это ограничение мало помогало, ведь эксплуатация детского труда была весьма выгодна промышленникам.

Оцените статью