Вечер был холодным и дождливым, но в замке Вилан ярко горели свечи и камины. Прием, который устроила графиня Потоцкая, должен был стать главным светским развлечением сезона.
А звездой этого вечера – её дочь, Наталья. Она появилась в черном бархатном платье, оттенявшем белоснежную кожу, с золотыми браслетами на руках. И Михаил Лунин влюбился навсегда:
«Мы ходили по галерее молча, но понимали друг друга… Она была задумчива. Подойдя к стрельчатому окну, смотрели мы на желтоватую Вислу. Серые облака тянулись по горизонту, с той минуты я пропал».
Наталья принадлежала к знатному польскому роду, известному с тринадцатого века. Гордые, надменные, Потоцкие сосредоточили в своих руках немалые богатства. Отец девушки служил камергером императора Наполеона Бонапарта, а затем перешел на русскую службу.
В 1824 году он стал сенатором-каштеляном Царства Польского (и в названии этой должности нет ошибки). Так что дворянина Михаила Лунина явно не рассматривали как будущего зятя.
Да, Лунины были богаты – тысяча двести крепостных душ, имения на Тамбовщине и под Саратовом… Но происхождение Михаила явно уступало родовитости Потоцких. Впрочем, кто может помешать влюбиться? Первая встреча изменила все: молодой человек безоговорочно отдал свое сердце Наталье.
Ее удивительная красота вызывала восхищение у всех. Даже едкая современница, Долли Фикельмон, и та отдавала должное прелести юной графини. А французская поэтесса Дельфина де Жирарден посвятила Наталье свои стихи:
Она явилась, среди бала,
Как воплощенье идеала.
Божественная красота!
Грустил поэт о музе этой
Необъяснимой, невоспетой,
Как сладкая мечта!
(перевод с французского В.Шеиной)
Его соратники, современники, увлекались революционными идеями. И Лунин не смог пройти мимо. Он начал участвовать в заседаниях тайных обществ, смело предлагая варианты устранения императорской семьи…
Записи об этих высказываниях, переписка, где Лунин открыто критиковал государя, сыграли роковую роль в его судьбе. Хотя лично Лунин не присутствовал в Петербурге в декабре 1825 года – он служил в Польше – повод для ареста был вполне серьезным. Сначала прозвучал пожизненный приговор, затем срок каторги сократили до пятнадцати лет…
Он отправился в Сибирь, ничего не зная о судьбе Натальи. Он бережно хранил в памяти их немногочисленные встречи, вспоминал каждое слово, обращенное к себе… Эта нежная красавица стала последней надеждой декабриста.
Была ли влюблена она? Уверяли, что Наталья отвечала Лунину взаимностью, но не могла противиться воле семьи – в 1829 году ее выдали замуж за князя Романа Сангушко. Бракосочетание состоялось в Вене.
«Молодожены эти, — писала Долли Фикельмон, — не производили впечатление влюбленных друг в друга… но представлялись парой, исполненной взаимного доверия».
Брак без любви не был единичным случаем в девятнадцатом веке. Наталья исполнила свой долг. Князь занимал прочное положение… А мятущийся Лунин остался в прошлом.
«Напишите, что знаете о ней», — умолял он сестру. Екатерина Уварова, родная сестра Михаила Лунина, ответила не сразу. Между ней и братом черной тенью стояла фигура мужа Екатерины.
Еще до ареста Лунина возникла тяжба из-за наследства, где Федор Александрович Уваров сыграл не последнюю роль. Именно он настаивал, чтобы Екатерина начала дело против брата. А потом… бесследно пропал в 1827 году. «Его заела совесть», — говорили в Петербурге.
Но Екатерине не о чем было писать брату. 17 ноября 1830 года красавица княгиня Сангушко скончалась. За четыре дня до этого она произвела на свет дочь. У декабриста Лунина не было больше надежды.
Однако узнал он об этом лишь восемь лет спустя. И все это время мысли о Наталье поддерживали в Лунине силы. Находясь в Сибири, он принял решение написать о декабрьском восстании подробно и без прикрас – о тех, кто имел к этому отношение.
О том, какие цели ставили перед собой заговорщики, о том, как все планы пошли под откос… По всей видимости, Лунин копал слишком глубоко. И снова был арестован.
3 декабря 1845 года Михаил Лунин скончался. Официальная версия – от удара. Но некоторые историки уверены, что декабрист был убит.
А муж Натальи Потоцкой, князь Сангушко, в 1830 году выступил на стороне польских повстанцев. За это он был лишен титула и владений и отправлен… в Сибирь. Судьба привела его в те же места, где отбывал заключение Михаил Лунин.